• /
  • /
проектная работа

Создали рабочий бизнес-процесс — и перестали терять деньги на старте

проектная работа


Создали рабочий бизнес-процесс — и перестали терять деньги на старте

Специфика нашего бизнеса

Наша компания оказывает IT-услуги радиостанциям: подключаем их к инфраструктуре онлайн-вещания, чтобы они могли транслировать сигнал в интернете. Это сложный технический процесс, в котором участвует несколько сотрудников: руководители, инженеры, бухгалтерия.

Клиентов немного, рынок узкий. Но когда в один месяц приходит сразу 4−5 новых радиостанций — процесс превращался в боль.

Что работало криво

Подключение каждой радиостанции проходило по-разному. Мы постоянно нарывались на свои же косяки.
  • Забывали передать авторизационные данные, не подключали важные опции. Заказчик «пинал» нас и напоминал про себя. Страдала репутация. Клиент не рекомендовал нас дальше.
  • Инженеры начинали работу до подписания договора, а бухгалтер не знал о новом клиенте, не выставлял счета, компания теряла деньги. Мы недополучали около 2% от оборота.
  • Непонятно было, на каком этапе застрял процесс, кто что уже сделал и где мяч.
Клиент жалуется собственнику. Такие случаи были не редкие.
Директор тратил свое время на «разбор полетов» и обратный ответ заказчику. Он это время мог инвестировать в стратегические задачи собственника бизнеса, а в итоге вместе со всеми включался в суету.
  • Выполнение услуги затягивалось. За эти дни компания не получала деньги. Одна неделя несвоевременной обработки клиента ≈ 25% от ежемесячной стоимости подписки, которая не приходила на счет.
Все держалось на переписке в Телеграме и почте. Команда выгорала от неразберихи. Сотрудники перекладывали ответственность друг на друга «ты мне не сказал, что уже можно отправить логин-пароль». Росло раздражение и чувство несправедливости. Снижалась продуктивность. Вместо того чтобы переходить к следующей задаче, сотрудник переваривал обиду.

Компания упиралась в потолок роста. Мы не могли нанять новых людей, их некуда было «встроить». Все держалось на "старичках" и личной памяти.

Мы поняли, что мы не сможем расти, если не сделаем наглядный и отслеживаемый бизнес-процесс.

Что сделали

1. Зафиксировали этапы

Сначала я просто набросала на бумаге, какие шаги включает подключение: от первого запроса до регистрации клиента в финучете. Получилось 9 этапов.
Схема родилась в реальной работе. Наш способ: не сложные таблицы, а простая логика и шаги.
Созвала команду — менеджеров, инженеров, бухгалтера. На созвоне мы утвердили названия стадий и порядок действий.

2. Перенесли все на канбан-доску

Каждая колонка — это этап.
Каждая карточка — конкретная радиостанция.
Когда карточка передвигается вправо — значит, этап выполнен.
При входе на доску сразу видно на какой стадии находится подключение клиента. Процесс не надо держать в голове. Он визуализирован и прозрачен.
Любой участник команды, в том числе руководитель, может за 2 секунды увидеть, где «мяч», кто за него отвечает, и что тормозит подключение. Это экономит время, снижает количество уточнений и помогает быстрее двигать клиента к оплате.

3. Прописали структуру карточки

В карточке — все:

  • контакты технического специалиста клиента
  • технические параметры аудипотока
  • организационные данные
  • логины-пароли
  • номер договора
Одна карточка — весь контекст по клиенту. Техподдержка получают информацию даже с телефона.
Все обслуживание радиостанций в едином центре. Инженеры поддержки даже на шашлыках, при проблемах с вещанием, в один клик имеют доступ к данным заказчика, чтобы проверить состояние аудиопотоков, починить и ответить.
В карточке ведем историю взаимодействия с клиентом.
Любой сотрудник может быстро восстановить контекст, что происходило с клиентом: какие были договоренности, проблемы, решения. Даже если менеджер ушёл в отпуск или сменился.

4. Установили правила и ответственность

Каждый участник подписан на «свою» колонку и получает уведомления, когда карточка доходит до его зоны, что значит: пора действовать.

Это устранило провалы между этапами. Больше не бывает ситуации «а я не знал, что уже моя очередь» или «я ждал, что мне скажут».

Исчез ручной контроль и ускорилось движение клиента по процессу. Руководитель не тратит время на напоминания, первая оплата поступает быстрее.

Критичный триггер: пока я не передвину карточку в колонку «Подключение», инженер не начинает работу. Это исключает оказание услуги без подписанного договора и соответственно прямые риски, когда клиент мог начать пользоваться нашей инфраструктурой, но потом отказаться платить или затянуть подписание.
Приучили команду заниматься клиентом только после отмашки, что с договором и оплатой все улажено.
Второй контрольный пункт — переход в колонку «Активный клиент» возможен только после того, как бухгалтер подтвердит регистрацию в системе учета. Теперь обеспечивается 100%-ная собираемость денег со всех.

5. Сделали чек-лист для бухгалтера

Для последующей работы с клиентом, как по финансам, так и для маркетинга, он должен быть зарегистрирован в 5-ти местах.
Мы сделали чек-лист для бухгалтера, чтобы он последовательно добавил запись о клиенте в нужных источниках.
Когда мы погружены в рутину, даже очевидные действия забываются. Один пропущенный шаг, и компания теряет деньги, команда — время, бренд — репутацию. Мы это исключили благодаря такому инструменты, как чек-листы.
Результат этапа:

  • В биллинге видно, какой тариф и сколько начислить к уплате.
  • В учетной системе — чтобы клиенту вовремя выставить счета.
  • Отметка, чтобы выплатить отчисления за сторонний софт.
  • В CRM — чтобы контакт остался в клиентской базе и участвовал потом в маркетинговых активностях и рассылках.
  • В общем списке заказчиков — чтобы менеджеры и техслужба знали, что клиент активен.

Что получили в итоге

  • Живой, а не «бумажный» процесс
    Обычно, чтобы составить бизнес-процесс, компании нанимают дорогих консультантов. Те глубоко погружаются, проводят десятки встреч с командой, и потом выдают пачку сложных схем. На бумаге — всё логично, но в жизни этим никто не пользуется. Алгоритмы уходят в стол.

    Мы же составили процесс из своих реалий. И сразу реализовали его в Трелло. Это тот сервис, где мы и так работаем каждый день. Процесс сразу стал автоматизированным. Он влился в повседневность: без переучивания, без долгого внедрения.

    Скорость подключения клиента увеличилась в 5 раз. Во столько же — быстрее получаем деньги.

    Прогноз экономии на адаптации нового сотрудника 200 тысяч рублей. Оплаченный технарь занимается технических действиями, а не бумажками.
  • Минус еще один кусок операционки у директора
    Раньше директору приходилось лично вникать, на каком этапе подключение, кто что сделал, что забыл, и почему клиент опять пишет в личку. Казалось, что без этого никак — это же «важное», «не отложить» и «ни кому не делегируешь».

    Но бизнес-процесс показал: даже такие «обязательные» задачи можно вынести из головы руководителя. Теперь подключение идет по алгоритму — без включения владельца.

    Минус 20% мелких задач, минус «разрулить срочно», минус постоянная дерготня. Директор высвободил время на участие в конференциях для продвижения бизнеса.
  • Разложили процессы — и поняли, как внедрить CRM без интеграторов
    Когда мы разложили процесс подключения клиентов по шагам, стало понятно: вот эта часть — наша внутренняя операционка, а вот это — то, что должно быть в CRM.

    Ушло ощущение тумана. Не пришлось нанимать интеграторов за сотни тысяч, чтобы они разбирались вместо нас. Мы сами увидели, какие функции нужны, и под эти задачи выбрали подходящую CRM.

    Мы поняли как подойти к внедрению CRM-системы, потому что у нас уже был порядок.

    Таким образом, выявив что является процессом продажи, а что процессом предоставления услуги, мы можем точечно влиять на каждый из них и их прокачивать.
  • Самостоятельная команда — это не мечта
    Мы ушли от ручного и ситуативного управления. Когда появляется новый клиент, команда сама знает что с ним делать. Вовлечение руководителя в эту часть работы больше не требуется.
  • Легкий вход для новеньких
    Даже если кто-то выпадает из процесса, ничего не разваливается. У нас есть «второй мозг» — доска, где хранится вся история работы с клиентом. Новый сотрудник быстро вникает и подключается без лишних вопросов.
  • Клиенты остаются надолго
    Когда подключение организовано по стандарту, заказчик это сразу считывает. Мы слаженно запросили данные по шаблону, потом выдали параметры подключения их потоков. Все четко, слаженно, «под ключ» и без лишних вопросов.

    Это вызывает доверие: «У этих ребят порядок, им можно доверять». В результате клиенты остаются с нами на годы — повторяют заказы, увеличивают объем услуг. Цикл сделки стал короче. Мы видим рост LTV (пожизненной ценности клиента) и предсказуемость выручки.
На момент написания кейса процессу исполнилось 5 лет. За этот период мы ничего в нем не меняли и до сих пор работаем по созданному тогда алгоритму.
Значит, он:
  • был сразу выстроен грамотно, без «дыр» и костылей
  • устойчив к росту: в этот процесс можно встроить новых людей и масштабироваться без хаоса

Стабильность в операционке — залог спокойствия в голове собственника.

Хотите также?

Давайте разберем вашу деятельность — и составим такую же систему, под ваш бизнес.